X

Организация безопасных условий труда на производстве

Обязанность работодателя создавать для персонала безопасные условия труда зафиксирована в ст. 212 ТК РФ. Вместе с тем, в случае нарушения работниками правил охраны труда при выполнении трудовых задач основное бремя ответственности (административной и уголовной) также ложится на организацию-нанимателя и уполномоченных должностных лиц. В связи с этим каждая компания должна уделять достаточно внимания вопросам обеспечения безопасных условий труда и контролю за соблюдением правил ОТ всеми участниками трудового процесса.

Основные обязанности нанимателя по обеспечению безопасного труда в соответствии со ст. 212 ТК РФ

Статья 212 содержит исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к предприятиям для обеспечения безопасности трудящихся на них граждан. Обобщенно данный список можно представить следующим образом:

  • Соблюдение норм действующих законов и прочих нормативно-правовых актов всех уровней (федерального, регионального, локального), включая коллективные договоры и отраслевые соглашения.
  • Страхование сотрудников от несчастных случаев и проф. заболеваний, перечисление в фонды соответствующих взносов, информирование контролирующих органов обо всех происшествиях на производстве, потенциально являющихся страховыми случаями, правильная фиксация и расследование НС.
  • Проведение спецоценки условий труда и оценки профессиональных рисков.
  • Обучение работников по ОТ, проведение инструктажей (в том числе – и внеплановых), проверки знаний, фиксация результатов в соответствующих журналах.
  • Организация трудового процесса в соответствии с действующими правилами ОТ для конкретной отрасли.

Обратите внимание: в 2021 году практически все правила ОТ были изменены. Тридцать девять новых ПОТ уже вступили в силу, ПОТ для работников метрополитена вступят в силу с 01.09.2021 года – важно следить за изменениями, чтобы своевременно внести корректировки в организацию трудового процесса и провести внеплановые инструктажи. Также с 01.09.2021 года начнет действовать новый профстандарт для специалиста по ОТ.

  • Проведение медицинских обследований. В данной сфере также произошли изменения (внедрен новый порядок с 01.04.2021 года), поэтому работодателю важно актуализировать всю документацию и пересмотреть перечни работников, подлежащих регулярному медицинскому освидетельствованию.
  • Выдача защитных средств, в том числе СИЗ и средств коллективной защиты.

Также в обязанности работодателей входит построение на предприятии системы управления ОТ: от эффективности СУОТ зависит деловая репутация компании и ее престиж на рынке труда.

Организация проведения спецоценки условий труда и оценки профрисков

Базовым для обеспечения безопасности труда является требование выполнения спецоценки условий труда. Она позволяет выявить все факторы риска и классифицировать все должности в зависимости от степени воздействия тех или иных пагубных факторов.

В соответствии с ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013 г., условия труда делятся на 4 класса (класс 3 «вредные условия труда» дополнительно разделен на подклассы).

Алгоритм проведения СОУТ следующий:

  • Создается комиссия по СОУТ.
  • Составляется список рабочих мест.
  • Выбирается аккредитованная компания, занимающаяся выполнением СОУТ.
  • Готовится пакет документов, включая техкарты, инструкции, результаты проведенной ранее СОУТ и пр.
  • Идентифицируются все вредоносные факторы, проводятся замеры их влияния на организм и пр.
  • Готовится отчетная документация отдельно по каждому типовому рабочему месту.
  • Результаты передаются в ФГИС.
  • Сведения об условиях труда доводятся до каждого сотрудника.
  • В дальнейшем работодатель выполняет предписания по минимизации воздействия вредных факторов.

Также обязательной является оценка профрисков: она должна выполняться в соответствии с требованиями Трудового кодекса и приказа Минтруда No438н, закрепляющего Типовое положение о СУОТ

Как правило, для оценки рисков, в том числе и профессиональных, привлекаются специализированные компании, такие как «СтарКонсалтинг», сотрудники которых знакомы со спецификой работы предприятий из разных сфер.

Обучение сотрудников в сфере охраны труда

Правила обучения работников по ОТ и проведения инструктажей прописаны в совместном Постановлении Минобразования и Минтруда №1/29, которое в скором времени планируют заменить новым нормативно-правовым актом.

Так как законодательная база регулярно обновляется, обучение и проведение инструктажей также целесообразно передать на аутсорс: специализированные компании мониторят все изменения и поэтому готовы помочь с разработкой актуальных инструкций и прочей документации.

В целом, на предприятиях должно проводиться 5 видов инструктажей, начиная с вводного, заканчивая внеочередным. При несвоевременном проведении каждого из видов инструктажей к работодателю могут применить меры административного воздействия.

Также обязательной является специальная подготовка работников по ОТ: она проводится при приеме на работу в течение 1-го месяца и затем не реже 1-го раза в год для рабочих профессий и 1-го раза в 3 года для руководителей и специалистов.

Любое обучение предполагает проверку знаний, результаты которой должны быть должным образом зафиксированы. Если сотрудник не прошел проверку, его нужно отстранить от работы.

Проведение медицинских осмотров и организация безопасного рабочего процесса

Работодатели обязаны организовывать на своих предприятиях медосмотры в соответствии с требованиями ст. 212 и 213 ТК РФ. С 1-го апреля 2021 года правила проведения врачебного освидетельствования наемных работников регламентируются Приказом Минздрава No29н от 28.01.2021 и совместным Приказом Минтруда и Минздрава No 988н/1420н от 31.12.2020 г.

За соблюдением требования данных нормативно-правовых актов следят контролирующие ведомства: ГИТ и Роспотребнадзор.

Чтобы правильно подготовить все списки, необходимые документы и следить за сроками направления работников на врачебную комиссию, можно либо поручить эти функции штатному сотруднику, либо делегировать их аутсорсеру. Второй вариант является более надежным, так как специализированные компании досконально знакомы со всеми нюансами проведения процедуры и формирования пакета документации.

Помимо организации медицинских осмотров работодатель обязан обеспечивать безопасные условия в процессе трудовой деятельности, закрепленные в ст. 108 и 109 ТК РФ, в частности:

  • Обеспечивать перерывы заданной продолжительности для отдыха и питания.
  • Обеспечивать перерывы для обогрева работающим на улице сотрудникам.

На промышленных предприятиях должны быть оборудованы здравпункты.

Выдача средств защиты

Ряд работников имеет право на получение средств индивидуальной и коллективной защиты. Данные нормы устанавливаются Приказом Минздравсоцразвития России N 290н от 01.06.2009 г., Приказом Минздрава N 1122н от 17.12.2010 г., а также отраслевыми нормами.

Процесс выдачи СИЗ должен надлежащим образом фиксироваться и в личных карточках, и в соответствующих журналах. Также важно следить за соблюдением сроков замены СИЗ, особенно с учетом того, что некоторые из них выдаются в качестве одноразовых комплектов (например, противошумные вкладыши и СИЗ органов дыхания).

Некоторые виды СИЗ, такие как жилет сигнальный, предохранительный пояс, диэлектрические галоши и перчатки, защитные очки и щитки и пр., выдаются с учетом результатов СОУТ для выполнения определенного перечня работ.

Также важно знать, что работодатель обязан проводить проверку исправности СИЗ и замену тех из них, которые пришли в негодность. О проверке и замене должна быть проставлена соответствующая отметка.

Подытоживая, можно сказать, что организация безопасных условий труда на предприятия – многофакторная и сложная задача, к решению которой требуется подходить комплексно и с привлечением компетентных специалистов, в том числе – компаний-аутсорсеров.


    Политика обработки персональных данных