Внедрение системы охраны труда на предприятии – законодательно установленное требование, закрепленное в ТК РФ и других нормативно-правовых актах. Именно эта сфера чаще всего проверяется, в частности, при инспекциях и документарных проверках ГИТ и пр. Таким образом, предприятию приходится затрачивать существенные ресурсы для организации службы ОТ: выделять ответственных сотрудников, обеспечивать их обучение, создавать специальные комиссии и непрерывно мониторить изменения в законодательстве. Учитывая серьезность данной работы, материальную составляющую, в современных условиях более популярными стали иные варианты организации службы ОТ, в частности – передача ее функций на аутсорсинг либо абонентское обслуживание. Рассмотрим, в чем заключаются специфика, плюсы и минусы каждого из них.

Законодательное регулирование

Все нюансы юридические тонкости создания кадровой службы приведены в статье 217 ТК РФ. В частности, в ней говорится о том, что на всех предприятиях, осуществляющих производственную деятельность и имеющих в штате более 50 человек, должна быть создана служба ОТ или введена в штатное расписание должность специалиста по ОТ. Работодатели с численностью персонала до 50 человек самостоятельно принимают решение о целесообразности и формате создания данной службы. Однако, как показывает практика, даже небольшие компании не могут обойтись без соответствующего специалиста, в крайнем случае, его функции приходится выполнять сотрудникам кадровой службы, что приводит к серьезным проблемам при проверках ГИТ и наложению штрафов.

Также в 217 статье указывается, что функции специалиста или службы ОТ могут быть делегированы сторонним аккредитованным организациям. Далее возникает выбор – заказывать абонентское обслуживание или же передавать функции на принципах аутсорсинга.

Отличия аутсорсинга и абонентского обслуживания в сфере ОТ

Аутсорсинг охраны труда предполагает передачу всех без исключения функций в этой сфере специализированной компании, в частности, такие услуги в Санкт-Петербурге оказывает «СтарКонсалтинг». Таким образом, предприятие получает следующие преимущества:

  • Экономия на фонде платы труда (нет необходимости вводить в штатное расписание новые должности либо создавать целые отделы).
  • Экономия на обучении специалистов по ОТ.
  • Гарантия качества построения системы ОТ: специализированные компании, имеющие опыт работы в данной сфере и сотрудничающие со множеством предприятий, в курсе всех новостей, изменений, требований местных ГИТ и т.д. Таким образом, вся документация поддерживается в идеальном порядке, необходимые процедуры (инструктажи, медосмотры, обучение) осуществляются в срок.
  • Успешное прохождение проверок ГИТ, отсутствие штрафов, размеры которых могут в критических ситуациях исчисляться сотнями тысяч рублей.
  • Укрепление имиджевой составляющей компании за счет демонстрации заботы о безопасности и здоровье персонала и строгого соблюдения всех норм ОТ.

Стоимость услуг аутсорсинга в СПб зависит от ряда факторов – сферы деятельности предприятия, присвоенного класса опасности, численности персонала и так далее.

При абонентском обслуживании компания может передавать не все функции службы ОТ специализированной организации, а лишь часть из них, с учетом текущих потребностей. Это сравнимо с услугами консалтинга, договор при этом может заключаться даже на непродолжительный промежуток времени, например, на месяц. Иногда при таком варианте все же вводится должность специалиста по ОТ, тогда в рамках договора абонентского обслуживания предприятие может подготовиться к проверкам, привести в порядок документацию и так далее.

Есть компании, для которых такой способ организации системы ОТ является приемлемым, однако большинство все же останавливается на аутсорсинге как более прогрессивном и эффективном варианте.