В 2021 году существенно изменялись законодательные нормы в сфере охраны труда. Закономерно, что пересмотрен был и основной документ, регламентирующий требования, предъявляемые к специалисту по ОТ на предприятии, его обязанности и полномочия. Так, с 1-го сентября 2021 года в силу вступил измененный профессиональный стандарт специалиста по ОТ, утвержденный Приказом Минтруда от 22 апреля 2021 года N 274Н.

Руководителям предприятий, бухгалтерам и сотрудникам кадровых служб рекомендуется внимательно изучить новый профстандарт и внедрить его в компании, актуализировав должностные инструкции ответственных лиц и прочие локальные нормативным документы. Далее рассмотрим основные изменения и особенности работы специалисты по ОТ в новых условиях.

Ключевые изменения профстандарта специалиста по ОТ

Главная причина внесения изменений в действующий профстандарт – ужесточение государственного контроля в сфере охраны труда, внедрение риск-ориентированного подхода и необходимость повышения статуса и значимости ответственных за ОТ сотрудников.

Выделим основные изменения в профстандарте специалиста:

  1. Ранее существовало 7 квалификационных ступеней для специалистов по ОТ, с сентября 2021 года их стало 8. Наивысшему квалификационному уровню могут соответствовать руководители и заместители руководителя предприятия по управлению профрисками, стратегической задачей которых является непосредственное управление данными рисками.
  2. Между существовавшими ранее уровнями квалификации были перераспределены трудовые функции. Так, руководители службы ОТ, начальники отделов или управлений ОТ, эксперты, консультанты и инструкторы по ОТ и управлению профрисками, имеющие 7 квалификационную категорию, должны будут заниматься планированием и разработкой СУОТ и системы оценки профрисков. В обязанности младших, ведущих и главных специалистов по ОТ, относящихся к 6-й категории, будет входить лишь обеспечение функционирования СУОТ.
  3. Были изменены отдельные формулировки. В основном изменения коснулись 6 и 7 квалификационной категории и связаны с тем, что все полномочия по внедрению и мониторингу функционирования СУОТ были переложены со специалистов 6 категории на специалистов 7-й. Также на 7 и 8 уровнях появились обязанности по экспертизе эффективности реализуемых мер по обеспечению функционирования СУОТ и стратегическому управлению рисками.
  4. Обязанность организовывать проведение медосмотров заменена на обязанность контролировать проведение всех видов медицинских освидетельствований.
  5. В перечень обязанностей включена организация обучения сотрудников предприятия оказанию первой медицинской помощи.
  6. Для каждого квалификационного уровня были детализированы навыки, знания и умения, которыми должен владеть специалист по ОТ.
  7. К обязанностям специалистам по ОТ в условиях тотальной цифровизации было добавлено знание прикладных программ и глобальной сети Интернет, БД, диджитал-платформ и пр.

Какие документы требуется обновить после изменения профстандарта?

После вступления в силу обновленного профстандарта первоочередной задачей является актуализация должностной инструкции специалиста. В частности, необходимо:

  1. Пересмотреть и откорректировать функции специалиста в зависимости от уровня его квалификации.
  2. Пересмотреть обязанности, удалив оттуда пункты про организацию медосмотров.
  3. При недостаточной квалификации штатного специалиста по ОТ руководству предприятия необходимо либо ввести в штат еще одного сотрудника, либо передать часть функций на аутсорс.

Так как обновленный профстандат предъявляет высокие требования к уровню компетенции, стажу и опыту в сфере стратегии управления профрисками и выстраиванию СУОТ, многим руководителям выгоднее привлекать сторонних специалистов вместо расширения штата. Эксперты компании «СтарКонсалтинг» готовы взять на себя функции специалистов по ОТ и представлять интересы предприятия во всех контролирующих инстанциях.