В 2021 году существенно изменялись законодательные нормы в сфере охраны труда. Закономерно, что пересмотрен был и основной документ, регламентирующий требования, предъявляемые к специалисту по ОТ на предприятии, его обязанности и полномочия. Так, с 1-го сентября 2021 года в силу вступил измененный профессиональный стандарт специалиста по ОТ, утвержденный Приказом Минтруда от 22 апреля 2021 года N 274Н.
Руководителям предприятий, бухгалтерам и сотрудникам кадровых служб рекомендуется внимательно изучить новый профстандарт и внедрить его в компании, актуализировав должностные инструкции ответственных лиц и прочие локальные нормативным документы. Далее рассмотрим основные изменения и особенности работы специалисты по ОТ в новых условиях.
Ключевые изменения профстандарта специалиста по ОТ
Главная причина внесения изменений в действующий профстандарт – ужесточение государственного контроля в сфере охраны труда, внедрение риск-ориентированного подхода и необходимость повышения статуса и значимости ответственных за ОТ сотрудников.
Выделим основные изменения в профстандарте специалиста:
- Ранее существовало 7 квалификационных ступеней для специалистов по ОТ, с сентября 2021 года их стало 8. Наивысшему квалификационному уровню могут соответствовать руководители и заместители руководителя предприятия по управлению профрисками, стратегической задачей которых является непосредственное управление данными рисками.
- Между существовавшими ранее уровнями квалификации были перераспределены трудовые функции. Так, руководители службы ОТ, начальники отделов или управлений ОТ, эксперты, консультанты и инструкторы по ОТ и управлению профрисками, имеющие 7 квалификационную категорию, должны будут заниматься планированием и разработкой СУОТ и системы оценки профрисков. В обязанности младших, ведущих и главных специалистов по ОТ, относящихся к 6-й категории, будет входить лишь обеспечение функционирования СУОТ.
- Были изменены отдельные формулировки. В основном изменения коснулись 6 и 7 квалификационной категории и связаны с тем, что все полномочия по внедрению и мониторингу функционирования СУОТ были переложены со специалистов 6 категории на специалистов 7-й. Также на 7 и 8 уровнях появились обязанности по экспертизе эффективности реализуемых мер по обеспечению функционирования СУОТ и стратегическому управлению рисками.
- Обязанность организовывать проведение медосмотров заменена на обязанность контролировать проведение всех видов медицинских освидетельствований.
- В перечень обязанностей включена организация обучения сотрудников предприятия оказанию первой медицинской помощи.
- Для каждого квалификационного уровня были детализированы навыки, знания и умения, которыми должен владеть специалист по ОТ.
- К обязанностям специалистам по ОТ в условиях тотальной цифровизации было добавлено знание прикладных программ и глобальной сети Интернет, БД, диджитал-платформ и пр.
Какие документы требуется обновить после изменения профстандарта?
После вступления в силу обновленного профстандарта первоочередной задачей является актуализация должностной инструкции специалиста. В частности, необходимо:
- Пересмотреть и откорректировать функции специалиста в зависимости от уровня его квалификации.
- Пересмотреть обязанности, удалив оттуда пункты про организацию медосмотров.
- При недостаточной квалификации штатного специалиста по ОТ руководству предприятия необходимо либо ввести в штат еще одного сотрудника, либо передать часть функций на аутсорс.
Так как обновленный профстандат предъявляет высокие требования к уровню компетенции, стажу и опыту в сфере стратегии управления профрисками и выстраиванию СУОТ, многим руководителям выгоднее привлекать сторонних специалистов вместо расширения штата. Эксперты компании «СтарКонсалтинг» готовы взять на себя функции специалистов по ОТ и представлять интересы предприятия во всех контролирующих инстанциях.