Организация безопасных условий труда в офисеВ России активно выстраивается современная превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности труда. Вносятся изменения в Трудовой кодекс, законы и прочие нормативно-правовые акты, регламентирующие ОТ не только на производстве, но и в непроизводственных сферах деятельности, в том числе – в офисах. Особый акцент делается на управлении рисками, закреплении в законодательстве понятия «опасности» (в новой редакции ТК РФ, которая вступит в силу 01.03.2022 года, оно будет отражено в ст. 209) и разработке методов ликвидации источников потенциального вреда для здоровья и жизни работников.

Работодатели должны знать, что новое законодательство предъявляет к работе в офисах столь же жесткие требования в сфере ОТ, как и в производственной деятельности. Важно проводить оценку существующих рисков и опасностей, оценивать условия труда и обеспечивать эффективное управление рисками: своими силами или с привлечением специализированных компаний. Только при соблюдении данных условий владелец бизнеса сможет обеспечить безопасные условий труда в офисе и избежать штрафных санкций со стороны контролирующих органов.

Методы выявления рисков и опасности при организации труда в офисе

Статья 212 ТК РФ обязывает каждого работодателя создавать для своих подчиненных безопасные условия труда. Для этого важно выявить и оценить все потенциальные источники опасности. Сделать это можно с помощью:

  • Проведения СОУТ. СОУТ выполняется при создании предприятия. Декларация соответствия условий труда, которая выдается по результатам оценки, является бессрочной, однако если в офисе появляются новые рабочие места или меняется его адрес, СОУТ проводится заново. Также внепланово потребуется провести проверку при выявлении проф. заболевания у работника, несчастном случае на рабочем месте или при выявлении нарушений ОТ в ходе проверки ГИТ.
  • Оценки соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил обращения с используемой техникой и приборами.
  • Регулярного проведения медосмотров.
  • Проведения проверки знаний работников по ОТ, пожарно-техническому минимуму, электробезопасности.

Важно: работники не прошедшие медосмотр или проверку знаний, должны быть отстранены от работы.

Методы управления рисками для организации безопасных условий труда в офисе

Выявление потенциальных источников опасности – лишь подготовительный этап организации безопасных условий труда для офисных работников. Далее работодателю предстоит разработать программы управления рисками и систематически выполнять мероприятия, нацеленные на предотвращение причинения ущербу здоровью работников.

Комплекс мер зависит от сферы деятельности предприятия, количество сотрудников и результатов СОУТ. Базовая модель для офиса выглядит следующим образом:

  • Назначение ответственных за ОТ в компании (если численность сотрудников свыше 50 человек, создается кадровая служба, если менее – 50 – определяется ответственный специалист). В современных условиях ведения бизнеса и с учетом тотальной цифровизации целесообразно передавать ОТ на аутсорс: таким образом можно получить гарантии соблюдения актуальных требований законодательства и сократить издержки на оплату труда ответственных лиц.
  • Подготовка и регулярная актуализация полного пакета документации в сфере ОТ (положение по ОТ, инструкции, приказы, журналы, учетные документы, программы обучения, протоколы проверки знаний и пр.). Особое внимание уделяется инструкции по ОТ (для офисных работников это инструкция по ОТ при работе с компьютером и электрооборудованием).

Обратите внимание: в 2021 году законодатель обновил практически все правила по ОТ, поэтому работодателям нужно проверить актуальность существующих инструкций.

  • Организация плановых и внеплановых медосмотров. С 1-го апреля 2021 года медосмотры проводятся по новым правилам, закрепленным в Приказе Минздрава No29н от 28.01.2021 года и Приказе Минтруда и Минздрава No 988н/1420н от 31.12.2020 г. Для всех офисных работников, работающих за компьютерами, медосмотры являются обязательными.
  • Организация инструктажей по ОТ. Инструктажи должны проводиться уполномоченными сотрудниками, прошедшими спецподготовку и сдавшими экзамены, результаты которых фиксируются в сертификатах.

Обратите внимание: существует несколько видов инструктажей, включая вводный, повторный, первичный и целевой, а также внеплановый. За непроведение инструктажа в КоАП предусматриваются штрафы для предприятий и уполномоченных должностных лиц.

  • Организация инструктажей по электробезопасности. Вводный и первичный инструктажи проводят сразу при трудоустройстве. Так как основная часть офисных работников относится к I группе по ЭБ, свои знания они обязаны подтверждать 1 раз в год.
  • Проведение инструктажей по пожарной безопасности. Повторные инструктажи проводятся со всеми офисными работниками 1 раз в год. Вводный и первичный инструктажи проводятся при приеме на работу.

Отдельно стоит выделить построение системы управления охраной труда: ее создание является обязанностью каждого работодателя и важным элементом обеспечения безопасных условий труда. Если СУОТ разрабатывалась при поддержке компетентных специалистов, то заложенные в ней мероприятия позволят улучшить условия труда и обеспечить в офисе здоровый микроклимат. Помочь в решении данной задачи управленцам готовы сотрудники «СтарКонсалтинг».


    Политика обработки персональных данных