Построение системы управления ОТ (СУОТ) на предприятии – один из ключевых элементов, необходимых для успешного внедрения компании в современную бизнес-среду. Грамотно выстроенная система позволяет обеспечить безопасность персоналу, повысить высокую конкурентоспособность предприятия на рынке труда, является имиджевой составляющей. Нарушение норм и требований ОТ чревато серьезными штрафами, проблемами при проверках ГИТ и пр. Поэтому и вновь зарегистрированные организации, и те компании, которые давно работают на рынке, непременно сталкиваются с задачей создания СУОТ. Если несколько путей решения и этапов данного процесса, на которых остановимся подробнее.

Первичные этапы построения СУОТ

Основной документ, который должен быть разработан и внедрен на любом предприятии — Положение о СУОТ. Именно на его основании впоследствии будет выстраиваться система управления ОТ. При создании Положения можно воспользоваться стандартной типовой формой, утвержденной Приказом Минтруда 438н от 19 августа 2016 года, а можно разработать документ самостоятельно. При необходимости привлекаются специализированные компании, которые оказывают консультационную поддержку. Индивидуальный вариант является предпочтительным, так как позволяет учесть специфику бизнеса, его масштабы, а также действующие локальные нормативные акты.

Далее приступают к подготовке полного комплекта документов – это является законодательно закрепленным требованием, прописанным в ст. 212 действующего ТК РФ. Полноту и актуальность комплекта проверяют инспекторы ГИТ. Полный перечень обширный и зависит от сферы деятельности компании, численности персонала, присвоенного класса опасности. В обязательном порядке должны быть в наличии:

  • Экземпляр ТК РФ в актуальной редакции.
  • Методика проведения СОУТ.
  • Порядок обучения сотрудников по ОТ.
  • Правила по ОТ и федеральные нормы и правила по промбезопасности для той сферы деятельности, в которой работает предприятие.
  • Нормы выдачи СИЗ.
  • Перечень вредных и опасных производственных факторов.
  • Инструкции по ОТ для всех должностей, отраженных в штатном расписании предприятия.
  • Программы проведения инструктажей.
  • Программы обучения персонала.
  • Журналы по ОТ (всего 7 различных журналов).
  • Приказы по ОТ.

Следующий шаг – организация обучения персонала по ОТ на основании штатной расстановки. Делать это можно как своими силами, так и с привлечением специализированных компаний.

Затем следуют проведение СОУТ, организация прохождения медосмотров (плановых, первичных и пр.), налаживание контроля за выдачей и использованием СИЗ.

Завершающий этап построения СУОТ

Ключевым и вместе с тем завершающим этапом построения системы СУОТ является выполнение анализа профессиональных рисков и составление плана мероприятий по их минимизации/устранению. Именно это является основной целью СУОТ, поэтому данную процедуру целесообразно доверять компаниям, специализирующимся в данной сфере, к примеру – «СтарКонсалтинг». Наши специалисты выполнят оценку профессиональных рисков, за счет чего вы сможете снизить затраты, избежать штрафов ГИТ и улучшить условия труда персонала.