Трудовые споры: распространенные причины возникновения и методы урегулированияТрудовые споры могут возникнуть на любом предприятии, если компания использует наемный труд. Далеко не всегда, даже если работодатель ведет деятельность сугубо в рамках правового поля, возможно бесконфликтное увольнение, сокращение работников, их перемещение или изменение условий труда. Успешное урегулирование трудового спора в досудебном порядке и профилактика возникновения противоречий с работниками в будущем – залог формирования положительной репутации компании на рынке и отсутствия претензий со стороны контролирующих инстанций.

В современных бизнес-реалиях предотвратить трудовые споры и минимизировать их негативные последствия можно за счет грамотного подхода к организации кадрового делопроизводства, в том числе – передачи его на аутсорс в специализированные компании. Если же конфликт уже возник, аутсорсеры также могут быть полезны: специалисты принимают участие в урегулировании спорных ситуаций и предоставляют работодателю алгоритм выхода из них.

Основные причины возникновения трудовых споров

Важно отметить, что при идеальном порядке в кадровых документах (коллективном и индивидуальных трудовых договорах, приказах, личных карточках, документации по ОТ, графиках отпусков и пр.) и соблюдении норм ТК РФ при изменении условий труда работников конфликты, как правило, не возникают лидо же легко решаются на месте. Сотруднику, который обращается с жалобой, предоставляется письменный ответ со  ссылками на нормы законодательства и копии необходимых локальных актов. Таким образом, развития конфликта удается избежать.

Наиболее сложными сферами трудовых отношений, сопряженными с рисками возникновения трудовых споров (ТС), являются:

  • Увольнение сотрудников по инициативе работодателя по причинам, указанным в ст. 81 ТК РФ, включая прогулы, несоответствие занимаемой должности, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, сокращение численности штата и пр.
  • Отказ в трудоустройстве после завершения испытания (ст. 70 ТК РФ).
  • Наложение дисциплинарных взысканий (ст. 192 ТК РФ).
  • Снижение работодателем в одностороннем порядке заработной платы в связи с переводом сотрудника на другую должность (ст. 72.1 ТК РФ), при изменении организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ).
  • Необходимость перевода работника на неполный рабочий день (ст. 93 ТК РФ).
  • Необходимость перевода на дистанционную занятость (глава 49.1 ТК РФ).
  • Несчастный случай на производстве.
  • Выявленное профессиональное заболевание у работника (либо спорные ситуации, когда окончательное решение должна принимать медицинская комиссия либо суд).
  • Причинение вреда личному имуществу работника на рабочем месте.

Данный перечень неполный, так как конфликт может возникнуть по любому поводу даже при отсутствии явных предпосылок.

Виды трудовых споров

В зависимости от причины возникновения спора и сторон, принимающих в нем участие, различают:

  • Индивидуальные трудовые споры. Регулируются ч. 1 ст. 381, ст. 382 ТК РФ, в споре участвует работник и работодатель.
  • Коллективные трудовые споры. Регулируются ч. 1 ст. 398 ТК РФ. Такие споры ведутся между группой лиц – трудовым коллективом или его представителями, в том числе – профсоюзами и работодателем или его представителями.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссией по ТС либо судами. Коллективные споры вправе рассматривать примирительная комиссия, трудовой арбитраж либо посредник.

Обратите внимание: до подачи заявления в уполномоченные органы конфликт между работником либо группой работников и работодателем фактически не является трудовым спором и может быть решен локально, на месте.

Способы решения трудовых споров

Для защиты своих интересов работодателю, независимо от того, заявлен трудовой спор официально, или нет, необходимо привлечь специалистов. В крупных компаниях, имеющих внушительный опыт урегулирования таких конфликтов, подключается юридический отдел или кадровая служба. Во всех остальных ситуациях целесообразно привлечь компанию-аутсорсера, к примеру, «СтарКонсалтинг», которая будет представлять интересы работодателя.

В процессе урегулирования трудового спора представители работодателя:

  • Проводят внутренний аудит кадровой документации (всего объема либо определенных документов).
  • Приводят в соответствие с актуальными требованиями законодательства те документы, которые могут потребоваться для защиты интересов в суде либо иных органах по рассмотрению ТС.
  • Предпринимают меры для урегулирования спора в досудебном порядке путем переговоров с работниками.
  • Представляют интересы работодателя в органах по рассмотрению ТС, а также ГИТ, суде, прокуратуре.
  • Сопровождают коллективные иски.

Также специалисты принимают участие в выстраивании и пересмотре кадровой политики и кадрового документооборота с целью минимизировать риски возникновения конфликтов в будущем при необходимости внесения изменений в условия труда, сокращения штата и  увольнения сотрудников по инициативе работодателя.


    Политика обработки персональных данных