Охрана окружающей среды на предприятии и обеспечение экологической безопасности занимают важное место в федеральном законодательстве РФ. Так, все предприятия и ИП, деятельность которых считается потенциально опасной и связана с образованием отходов, обязаны выполнять требования ФЗ №89 от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления». Именно этим законом предусмотрено регулярное проведение инвентаризации (учета) источников образования отходов с последующей паспортизацией отходов и составлением всей необходимой документации.
Инвентаризация отходов производства и потребления
График и порядок проведения инвентаризации отходов описаны в ст. 11 вышеназванного ФЗ. В данном нормативно-правовом акте под источниками образования отходов подразумеваются все материалы, вещества, предметы и пр., которые в процессе деятельности предприятия перерабатываются и частично или полностью превращаются в отходы. Перечень выделяемых законодательно отходов и их источников приведен в статье 1 соответствующего ФЗ.
Под инвентаризацией отходов производства и потребления подразумевается процесс выявления всех источников, их идентификация с последующим присвоением класса опасности, учет, контроль перемещения и оценка возможности повторного использования.
Также в законодательстве упоминаются объекты размещения – их инвентаризация проводится параллельно с отходами производства и потребления. Объект размещения отходов – специально оснащенное сооружение, в котором размещаются, хранятся либо захораниваются отходы. Стоит отметить, что проверка источников отходов проводится отдельно от проверки объектов размещения.
Процесс инвентаризации отходов является необходимым для всех компаний – юридических лиц, а также ИП.
Алгоритм, по которому учитываются отходы производства, следующий:
- Приказом руководителя утверждаются объекты, график проведения, структурные подразделения и цели инвентаризации; создается соответствующе комиссия.
- Проводится идентификация и классификация отходов на основании Федерального классиф-го каталога отходов и норм приказа Минприроды РФ No 541 от 05.12.2014г.
- Составляется акт инвентаризации по образцу типового документа, утвержденного в локальных нормативно-правовых документах. Образец каждое предприятие вправе разработать самостоятельно либо привлечь с этой целю специалистов.
- При необходимости составляется и инвентаризационная ведомость. Данные этой ведомости впоследствии используются при составлении отчетности и получении лимитов предприятием.
- Составление описи тов.-мат. ценностей по форме ИНВ-3 и ведомости сверки результатов ИНВ-19.
Что мы предлагаем?
Компания СтарКонсалтинг осуществляет все виды услуг в сфере аутсорсинга охраны труда: мы готовы помочь в разработке порядка выполнения инвентаризации и непосредственно проведении данной процедуры.
Также мы готовы помочь с подготовкой статистической отчетности по форме 2-ТП, утвержденной Приказом Росстата No 17 от 28.01.2011 года, и заполнением экологического паспорта вашего предприятия.
ООО “СтарКонсалтинг” является членом СРО.
Возможные неприятности для предприятия при отсутствии инвентаризации
Последствия отказа от проведения инвентаризации достаточно серьезные. Чтобы их оценить, важно знать, зачем, в принципе, необходимо проведение инвентаризации. Цели следующие:
- Защита окружающей среды. Если предприятие неправильно хранит, классифицирует, а тем более – утилизирует отходы, окружающей среде наносится ущерб. Наказания, в соответствии с законами в сфере экологии, могут заключаться в применении не только административной и дисциплинарной, но и уголовной (глава 26 УК РФ) ответственности.
- Оптимизация процесса утилизации и повторного применения отходов. Если эта возможность игнорируется, предприятие несет дополнительные расходы по закупке сырья и недополучает прибыли, связанной с возможностью продажи полезных компонентов, содержащихся в отходах производства.
- Организация корректного бухучета тов.-мат. ценностей, которые в результате производственной деятельности становятся отходами. Как известно, за нарушение бухгалтерского и налогового законодательства предусмотрена и имущественная, и уголовная ответственность, которую несет, в том числе, и руководитель.
- Правильное отнесение отходов к тем или иным классам опасности. Отходы 1-4 классов могут нанести серьезный ущерб окружающей среде, за который, повторимся, предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.
Что касается стандартных наказаний за отказ и/или несвоевременное проведение инвентаризации, то здесь учитываются нормы КоАП, в частности, статья 8.2. предусматривает наложение админштрафа на физлиц в размере до 2 000 руб., должностных лиц (руководителей) – до 30 000 руб., юридических лиц – до 250 000 рублей с возможность приостановления деятельности предприятия до 3-х месяцев.
Стоимость инвентаризации отходов
Стоимость осуществления инвентаризации зависит от ряда факторов, в том числе – объема работ и пакета документации, необходимой заказчику на выходе. Так, помимо акта инвентаризации, в соответствии с п. 4 ст. 18 ФЗ No 89, те организации и ИП, в результате деятельности которых образуются отходы, подлежащие экологическому надзору, обязаны разрабатывать ПНООЛР. Делается это по завершении инвентаризации и при необходимости решение данной задачи возьмут на себя сотрудники “СтарКонсалтинг”
Связаться с нами
198035, Санкт-Петербург, Межевой канал, д.3.,к.1, лит. А