Оценка профессиональных рисков позволяет определить вероятность причинения вреда здоровью работников и контрагентов предприятия в результате воздействия негативных факторов производства в процессе осуществления персоналом трудовой деятельности. Оценка рисков является обязанностью каждого работодателя РФ в соответствии с требованиями Трудового кодекса и приказа Минтруда No438н, в котором приводится Типовое положение о СУОТ. Выполнение работодателем оценки рисков контролируют инспекторы ГИТ: за нарушение требований трудового законодательства в сфере охраны труда предусмотрены внушительные штрафы.

Обращаем ваше внимание: с 1 января 2020 г. действует новый порядок определения класса профессиональных рисков, который актуален для предприятий всех форм собственности. Теперь форма, периодичность и объем проверок ГИТ будут зависеть от присвоенных категории риска и класса опасности предприятия.

Для того чтобы правильно оценить риски, потребуется документация по спецоценке условий труда, заключения сан-эпидконтроля, производственного контроля, выданные ранее предписания контролирующих органов – МЧС, ГИТ, Роспотребнадзора и пр. При оценке профессиональных рисков (ОПР) на больших производственных объектах также учитываются и внешние факторы – экологическая обстановка, риски техногенных катастроф и т.д.

В общих чертах методика оценки рисков выглядит следующим образом:

  • Подготовка документов.
  • Выявление потенциальных угроз и опасностей.
  • Оценка уровня профессиональных рисков.
  • Разработка предложений по минимизации рисков.
  • Подготовка отчетов по установленным образцам.

Как провести оценку профессиональных рисков на предприятии?

Более детально алгоритм оценки профессиональных рисков выглядит следующим образом:

  1. Создание внутренней процедуры управления профессиональными рисками. Составляется специфический классификатор рисков, создается комиссия по оценке рисков, определяются используемые методики оценки.
  2. Сбор исходных данных. Составляется список всех существующих на предприятии источников профрисков. Помимо технологических процессов, сырья и оборудования сюда же можно включать виды выполняемых работ, здания и сооружения, числящиеся на балансе предприятия.
  3. Определение уровня профрисков, ранжирование негативных факторов и оценка их приемлемости для предприятия. Оценивается степень тяжести потенциального вреда и сложность устранения возможных последствий.
  4. Разработка программы минимизации профрисков и ознакомления с существующими рисками трудового коллектива.
  5. Составление отчетной документации. При проверке ГИТ проверяет наличие приказа о создании комиссии по оценке профрисков, методики оценки, индивидуальных карт, классификатора опасностей, программы мероприятий по управлению профессиональными рисками.

Для чего нужна оценка профессиональных рисков?

Обязательной оценке профессиональных рисков подлежат все без исключения рабочие места на всех предприятиях и во всех учреждениях, включая ДОУ, заведения общественного питания, промышленные предприятия и т.д. Данная процедура позволяет улучшить условия труда сотрудников, снизить производственный травматизм, правильно оценить состояние эксплуатируемых зданий, сооружений, оборудования, качество используемого сырья.

В процессе регулярной ОПР реальные риски систематически минимизируются, опускаясь до допустимого уровня. Это гарантирует безопасность персонала и контрагентов предприятия, улучшает имидж организации и помогает избежать убытков, неизбежно возникающих при производственном травматизме, чрезвычайных происшествиях и т.д.

Важность регулярного проведения ОПР подтверждается и теми штрафами, которые предусматривает КоАП (ч. 1 ст. 5.27.1) за игнорирование требований законодательства в сфере охраны труда. При первичном выявлении нарушений:

  • Должностное лицо или ИП будет привлечено к ответственности с возможностью наложения штрафа в размере до 10 000 рублей;
  • Юридическое лицо привлекается к ответственности с оплатой штрафа в размере от 50 до 80 тыс. рублей.

При повторном нарушении деятельность юр. лица может быть приостановлена на срок до 90 дней.

Заказать оценку профессиональных рисков

ОПР можно проводить своими силами или с привлечением экспертной организации. Второй вариант является более предпочтительным, так как на сегодняшний день в нормативно-правовых актах федерального уровня нет четких рекомендаций по формированию документации по результатам ОПР и применению методик для определения профессиональных рисков.

К преимуществам обращения к экспертным организациям можно отнести:

  • Наличие у специалистов профильного опыта.
  • Следование сотрудниками экспертных компаний требованиям законодательства (в частности, нормам Приказов No438Н Минтруда и No77 Роструда).
  • Гарантия качества и соблюдения сроков выполнения работ в форме заключенного договора.

Компания «СтарКонсалтинг» специализируется на аудите и построении различных систем менеджмента, в частности, наши специалисты занимаются проведением специальной оценки условий труда. Наши сотрудники могут быть включены в комиссию по оценке профрисков предприятия: они идентифицируют все риски, наведут порядок в документации и подготовят нужные отчетные документы.