Особенности построения системы охраны труда на опасном производственном объектеПонятие и юридические основы функционирования опасного производственного объекта (далее ОПО) закреплены в ФЗ 116-ФЗ «О пром. безопасности ОПО» от 21.07.1997 г. В частности, в ст. 2 приводится перечень 4-х классов, которые могут быть присвоены ОПО, начиная от наименьшего уровня опасности (ОПО 4-го класса), заканчивая наиболее опасными ОПО 1-го класса. На всех без исключения ОПО, независимо от класса, должна быть построена эффективная система охраны труда, обеспечивающая безопасность сотрудников, сохранность их жизни и здоровья.

Построение системы ОТ может быть осуществлено собственными силами, если на предприятии действует специальный отдел, либо отдано на аутсорс профильным компаниям, таким как «СтарКонсалтинг». Ключевым условием является соблюдение актуальных требований законодательства и комплексный подход. Помимо подготовки документации предполагается внедрение всех задекларированных на бумаге мер по минимизации производственных и профессиональных рисков для персонала, граждан и эко-системы в целом.

Перечень документов по ОТ для опасных производственных объектов

При построении системы охраны труда на ОПО следует руководствоваться нормами следующих правовых актов:

  • Трудовой кодекс РФ, раздел X.
  • Постановление Минтруда и Минобразования N 1/29 Порядка обучения по ОТ от 13.01.2003 г.
  • Приказ Минтруда N 438н «Об утверждении Типового положения о СУОТ» от 19.08.2016 г.
  • ФЗ 116-ФЗ.

Помимо стандартного перечня документации по ОТ (положение по ОТ, инструкции, программы проведения инструктажей, программы обучения, журналы учета, методика проведения СОУТ, нормы выдачи СИЗ, перечни работников и пр.), руководству ОПО необходимо формировать ряд дополнительных документов. Речь идет о:

  • Плане мероприятий по ликвидации последствий аварий (обязателен для ОПО с 1-го по 3-й класс опасности).
  • Паспорте безопасности ОПО.
  • Декларации пром. безопасности (обязательны для ОПО 1-го и 2-го класса, регистрируются в Едином реестре).
  • Положении о производственном контроле (ПК) за соблюдением требований пром. безопасности на ОПО (копия документа сдается в Ростехнадзор).
  • Положении по порядке расследования инцидентов на ОПО (документ согласовывается с органами Ростехнадзора).
  • Системе управления пром. безопасностью (разрабатывается на ОПО 1-го и 2-го класса).

В зависимости от сферы деятельности на предприятии должны иметься актуальные правила ОТ (большая часть которых была изменена в 2021 году), все сотрудники и уполномоченные лица в обязательном порядке должны проходить плановые и внеплановые инструктажи и проверку знаний. В случае необходимости для осуществления определенных видов работ должны быть оформлены специальные допуски. Все процедуры и мероприятия в сфере ОТ фиксируются в журналах. За непроведение, несвоевременное проведение инструктажей, проверок знаний и неоформление допусков предусмотрен штраф по статье 5.27.1. КоАП РФ.

Также на ОПО критически важно контролировать изучение персоналом пожарно-технического минимума, проведение аттестации по электробезопасности, работам на высоте, если таковые предусмотрены должностными инструкциями, а также прохождения медосмотров, которые с 2021 года выполняются в соответствии с нормами Приказа Минздрава No29н и Приказа Минтруда и Минздрава No 988н/1420н.

Полноту и актуальность комплекта документов в сфере охраны труда и пром. безопасности проверяет ГИТ, Ростехнадзор, Росприроднадзор и прочие профильные инстанции.

Особое внимание уделяется построению СУОТ. В обязанности владельца ОПО входит анализ профессиональных рисков, а также проведения СОУТ и минимизация рисков для сотрудников, задействованных на работах с опасными и вредными условиями труда.

Цели и этапы построения системы ОТ на опасном объекте

С учетом высоких рисков для сотрудников, основными целями создания системы охраны труда на ОПО являются:

  • Минимизация рисков травмирования и профзаболеваний персонала.
  • Соблюдение норм и требований законодательства в сфере ОТ.
  • Повышение эффективности и производительности труда персонала предприятия.
  • Улучшение репутации компании на рынке.

Процесс создания системы ОТ включает в себя несколько этапов:

  • Планирование мероприятий по ОТ.
  • Подготовку необходимой документации.
  • Реализация мероприятий по ОТ.
  • Контроль выполнения запланированных мероприятий по ОТ.
  • Усовершенствование построенной системы.

При допущении ошибок в сфере ОТ максимальная сумма штрафных санкций по ст. 5.27.1. КоАП РФ для юр. лиц достигает 150 тыс. руб., при повторном нарушении – 200 тыс. рублей с возможностью админ. приостановления деятельности предприятия. Если нарушения в сфере ОТ на ОПО повлекли за собой человеческие жертвы, должностных лиц могут привлечь к уголовной ответственности. С учетом вышесказанного процесс создания системы ОТ является стратегически важной задачей руководства, от решения которой зависит благополучие бизнес-субъекта. Для наиболее полной и эффективной реализации мероприятий ОТ заниматься построением данной системы на ОПО должны профильные специалисты, имеющие опыт работы в данной сфере. Это позволит избежать существенных материальных затрат и репутационных потерь.


    Политика обработки персональных данных