Федеральный закон N 311-Ф3 «О внесении изменений в ТК РФ» от 02.07.2021 года ставит целью модификацию трудового законодательства. Ключевые поправки вступят в силу 1-го марта 2022 года. Акцент сделан на создании безопасных условий труда для персонала и построении эффективной системы управления ОТ в организации. В частности, в главе 36 ТК РФ с 01.03.2022 года появится ст. 217 «Система управления охраной труда», обязывающая работодателей обеспечивать создание и функционирование СУОТ на своих предприятиях. С этой целью управленцы должны выбрать ответственного за функционирование СУОТ: совместно с руководителем организации данное лицо должно обеспечивать бесперебойное функционирование СУОТ и внедрение норм Положения о СУОТ.

Принципы функционирования СУОТ на предприятии

СУОТ – комплекс элементов, определяющих политику, цели предприятия в области ОТ и стратегию их достижения. Эффективность функционирования СУОТ зависит от правильности распределения ролей, обязанностей и полномочий по ОТ. Если управленец не назначил уполномоченное лицо, вся полнота ответственности ложится на его плечи.

Обратите внимание: назначение ответственного за СУОТ не освобождает работодателя от ответственности, однако позволяет ее грамотно разделить, минимизировав риски допущения ошибок и нарушений.

Обязанности и права ответственного за СУОТ должны быть закреплены в локальных нормативных актах (Положении о СУОТ, процедурах СУОТ и пр.), а также в его должностной инструкции.

Иерархия в системе управления ОТ и задачи, стоящие перед ответственными лицами

Специалисты рекомендуют распределять обязанности по организации и поддержке СУОТ в соответствии с выстроенной на предприятии вертикалью подчинения. Если структура предприятия многоуровневая, на каждом уровне управления целесообразно определить ответственных за ОТ людей. При этом все они должны подчиняться непосредственному руководителю и назначенному им сотруднику, курирующему работу системы в целом по предприятию.

Если компания небольшая, ответственным за СУОТ можно назначить сотрудника отдела кадров или бухгалтерии. При более сложной структуре целесообразно выстроить следующую иерархию (сверху вниз):

  • Руководитель. Его задача – формирование политики предприятия в сфере ОТ на основании существующей государственной политики, финансирование системы управления ОТ и ресурсного обеспечения мероприятий по ОТ.
  • Лицо, ответственное за СУОТ (координационный совет по СУОТ). Обеспечивает эффективное функционирование СУОТ и коммуникацию со службой ОТ.
  • Служба охраны труда (специалист по ОТ). Занимается внедрением СУОТ и обеспечивает контроль за соблюдением правил ОТ.
  • Руководители структурных подразделений, отвечающие за ОТ. Контролируют соблюдение требований по ОТ в своих структурных подразделениях.
  • Работники.

Задачей всех работников, в т.ч. находящихся на нижних ступенях иерархии, является идентификация опасностей на своих рабочих местах (данный термин будет введен в ст. 209 ТК РФ с марта 2022 г.) – потенциальных источников причинения ущерба и представляющих угрозу жизни/здоровью сотрудников.

К задачам ответственного за СУОТ и специалистов по ОТ помимо выявления источников потенциальной опасности также относится оценка профессиональных рисков (о них речь идет в ст. 218 обновленной редакции ТК РФ).

Также в обязанности ответственного за функционирование СУОТ входит:

  • Обеспечение соблюдения правил проведения медосмотров с целью минимизации рисков развития профессиональных заболеваний и профессионального травматизма.
  • Управление профессиональными рисками.
  • Обеспечение работников СИЗ, контроль за их использованием и заменой.
  • Контроль за обеспечением безопасной эксплуатации зданий, оборудования.
  • Контроль работы службы ОТ на предприятии или специалиста по ОТ.
  • Контроль за соблюдением регламента обучения персонала ОТ.
  • Контроль за соблюдением условий ОТ, проведением СОУТ и корректировкой работы предприятия по результатам проверки.
  • Разработка мероприятий, направленных на повышение безопасности труда, минимизацию опасностей и рисков. Сюда входит контроль микроклимата на предприятии, улучшение комплектации СИЗ, создание комнаты отдыха, столовой и пр.
  • Разработка мер по профилактике аварий, ЧС и других нештатных ситуаций, способных причинить вред персоналу.
  • Разработка организационно-распорядительных документов в сфере ОТ.
  • Участие в расследовании аварий, НС и пр., контроль ведения отчетности по ним.

Помочь организовать работу ответственного за СУОТ, составить необходимые приказы о назначении и внести изменения в должностную инструкцию и другие документы помогут специалисты «СтарКонсалтинг». Такой подход позволит повысить эффективность СУОТ и обеспечит соблюдение интересов руководства предприятия.